Ассоциация Тринахофилов Saeculi XIII - Tempus magnum
Форум сообщества тринахофилов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Свечи в быту

 
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Быт
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 29 Январь 2010, 16:45    Заголовок сообщения: Свечи в быту Ответить с цитатой

В книге Ж. Брюнель-Любришон, К. Дюамель-Амадо «Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII века» приводится эпизод, относящийся к XI в.- нач. XII вв. в пересказе, записанном ок. 1182 г.:

«В хронике тех лет, написанной монахом Жоффруа де Вижуа, в юности получавшим образование в монастыре святого Марциала в Лиможе, рассказывается забавная история, случившаяся в конце предшествующего века при дворе Гильема IX, герцога Аквитанского. Эблес II, виконт Вентадорнский, прозванный трубадурами «Певцом», был другом и одновременно вассалом Гильема, ибо его владения находились в одном из четырех виконтств, расположенных на территории домена, принадлежащего графу де Пуатье.
Однажды Эблес прибыл ко двору в Пуатье в обеденный час, и граф без всякого предупреждения отдал распоряжение устроить по такому случаю пир. Однако приготовления к празднеству затянулись, и Эблес в нетерпении воскликнул: «Не стоило идти на такие большие расходы, чтобы доставить удовольствие такому ничтожному сеньору, как я!» Спустя некоторое время граф д Пуатье неожиданно явился в замок Вентадорн; сопровождало его, как утверждает хронист, более сотни всадников. Эблес сидел за столом. Поняв, что его сеньор пожелал испытать его, он тотчас приказал принести прибывшим гостям воды для омовения рук и принял их как должно, то есть проявил щедрость и широту души. Всем окрестным крестьянам было отдано распоряжение живо нести в замок на кухню побольше съестных припасов. Крестьяне собрали все, что имели: кур, уток, пернатую и иную дичь, так что вполне хватило бы даже на пир по случаю княжеской свадьбы. А вечером в замок, без ведома его хозяина, пришел крестьянин, ведя за собой повозку, запряженную быками; приблизившись, он громко, будто исполняя обязанность глашатая, объявил: «Подойдите сюда, товарищи графа де Пуатье! Взгляните, как развешивают воск при дворе сеньора Вентадорнского!» Продолжая выкрикивать свои слова, крестьянин забрался на телегу и топором разрубил обручи на стоявших в повозке бочках: оттуда посыпались свечи чистейшего воску. Затем он повернулся и отправился к себе в деревню Мальмон. Граф де Пуатье не поскупился на похвалы находчивости и смелости виконта Вентадорнского. Эблес наградил крестьянина, одарив его фьефом Мальмон с правом передачи его по наследству, дабы потомки крестьянина могли беспрепятственно владеть им.»

Так описывается использование свечей во время путешествия в романе Кретьена де Труа «Эрек и Энида», конец XII в.:

Все спешились искать ночлег;
И каждый смог то там, то тут,
Удобный высмотреть приют,
Иль под кустами, как попало,
Легли, - а было их немало.
Гиврету на полянке гладкой
Уже раскинута палатка
И запален фитиль, чтоб свеч
Из торбы вынутых зажечь
Побольше и поярче в ней.
Теперь и на душе светлей:
Энида может без помехи,
Без спора, с мужа снять доспехи,
И раны, не спеша, обмыть,
И вновь повязки наложить.
Все делает она одна,
Уже ничем не смущена:
Его любовь, его доверье
Возвращены ей в полной мере.
Гиврет, им угодить спеша,
Велел травы и камыша
Для ложа мягкого набрать
И пышных одеял настлать.


5123 Ne furent pas de logier coi
5124 Mes petit troverent de quoi,
5125 Car n'i avoit mie po jant.
5126 Par cez haies se vont lojant:
5127 Guivrez fist son pavellon tandre
5128 Et comanda une esche esprandre
5129 Por alumer et clarté feire;
5130 Des forgiers fet les cierges treire,
5131 Ses alument parmi la tante.
5132 Or n'est pas Enide dolante;
5133 Car mout bien avenu li est.
5134 Son seignor desarme et desvest,
5135 Si li a ses plaies lavees,
5136 Ressuiiees et rebandees;
5137 Car n'i leissa autrui tochier.
5138 Or ne li set que reprochier
5139 Erec, qui bien l'a esprovee;
5140 Vers lui a grant amor trovee.
5141 Et Guivrez qui mout les conjot,
5142 De coutes porpointes qu'il ot,
5143 Fist un lit feire haut et lonc,
5144 Qu'assez troverent herbe et jonc;
5145 S'ont Erec couchié et covert.

В работе С. Бейтмана, «Симон де Монфор, жизнь и деяния» приводятся извлечения из журнала расходов графини Лестера за 1265 г.:
«Встречаются нечастые упоминания о свечах и о том, что было заплачено 2 пенса за замок для сундука, в котором свечник хранил их».

Помимо свечей, в повседневной жизни использовались и более простые светильники, Лео Мулен в работе «Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.)» описывает некоторые из них:
«Как освещался монастырь? Каменными или металлическими светильниками иногда с многочисленными отверстиями, заправлявшимися маслом, оливковым или маковым (в Центральной Европе); бараньим жиром или пчелиным воском. Существовали также "железные канделябры" для освещения ночью. Вероятно, такие подсвечники предназначались для освещения храма, а зимой — и трапезной, ибо тексты бенедиктинского аббатства Сен-Пьер-де-Без, датирующиеся 1389 годом, уточняют, что "Гранд Приор", как и "Прево", должны каждый вечер укладываться спать при свете светильника. Но это не относилось к остальной братии. Спальня освещалась слабеньким огоньком, в одном тексте он называется "lucubrum", поскольку "он светит во мраке", и объясняется, что это был свет от горящего кусочка пакли, плавающего в воске. В другом тексте, который приводит Монже, говорится о "жаровеньке", похоже, предназначавшейся для растапливания воска, используемого в светильниках. На храм же монастырь не скупился: потребление там воска и масла было огромным, можно даже сказать, неумеренным по сравнению со средствами того времени (но нам затруднительно судить о расходе энергии). Упоминается о центнере свечей, которые распределялись между всеми монахами (в картезианском монастыре) перед праздником Святой Троицы. "Сияющая корона", паникадило в аббатстве Сен-Реми, в Реймсе, имело 6 метров в диаметре и было рассчитано на 96 свечей в память о количестве лет, прожитых св. Ремигием, в честь которого названо аббатство. Но случалось и так, что было нечем осветить храм, дабы отслужить утреню, такой факт визитаторы ордена Клюни отметили в 1300 году.»

Описание lucubrum-а показывает, почему даже огарок свечи мог представлять некоторую ценность. Огарки свечей упоминаются как предмет, который может быть ставкой в пари относительно результата выстрела из арбалета:
«И каждый брат Храма может без разрешения поставить на кон против арбалета другого брата 10 свечных огарков и не более, и столько же он может потерять за день, и он может поставить изношенную тетиву от своего арбалета против свечек другого».

Свечи могли использоваться и для измерения времени. По свидетельству Ассера, Альфред Великий повелел изготовить восковые свечи в двенадцать дюймов длиной, равные весу двенадцати пенни; они сгорали за четыре часа, и сгоревшие шесть свечей точно отмеряли сутки. В более позднем пересказе Уильяма Мальмсберийского вместо шести свечей упоминается одна свеча, состоявшая из двадцати четырех частей.

Свечи использовались для освещения шествий – так, в Нойоне в 1344 г. было принято постановление, запрещавшее носить в шествиях гистрионов священные огни, составленные из свечей. У Э. Э. Виолле-ле-Дюка (русское издание - "Жизнь и развлечения в средние века") приводится множество свидетельств использования свечей для освещения пиров, траурных церемоний и т.п.; там же упоминаются свечи весом два фунта и более.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 27 Июнь 2016, 22:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интереснейшая книга.
Майкл Фарадей, История свечи.
http://www.barius.ru/biblioteka/book/407
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Быт Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB