Ассоциация Тринахофилов Saeculi XIII - Tempus magnum
Форум сообщества тринахофилов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Танцы XII - XIII вв.
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Быт
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 08 Январь 2006, 00:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще одна статья о танцах на немецком.
http://www.viatores-temporis.de/index.html
Обзор различных исторических танцев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 08 Январь 2006, 01:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из книги

Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. - М.: Мол. гвардия, 2004.

Цитата:
Флорентийцы эпохи Данте на протяжении всего года развлекаются светской музыкой, звучащей на частных или общественных праздниках, просто в веселых компаниях молодежи. Музыке, танцам и пению учили в семьях пополанов и знати, учили как мальчиков, так и девочек. Что касается детей простых горожан, то, чтобы петь и танцевать, им учиться было не нужно. Боккаччо рассказывает о некоей Бельколоре, жене простого труженика, которая умела лучше любого «играть на чембало, петь «Вода бежит в огород…», водить хороводы и танцевать» (Декамерон, VIII, 2). «Декамерон» вообще наполнен танцами и песнями, в которых выражалась радость жизни флорентийцев: они не могли представить дружескую посиделку, не украшенную хоровой и инструментальной музыкой, танцами. К песням и инструментам, весьма разнообразным, мы еще вернемся. Они иллюстрируют хорошо известный факт, что Флоренция времен Данте создала все необходимые предпосылки, чтобы спустя несколько десятилетий стать родиной «нового искусства» (Ars Nova).

Возьмем наиболее популярные из народных танцев и песен, прежде всего ту. Что так славно исполняла Мона Бельколоре: «Вода бежит в огород по канаве» (21). Как пишет критик, это было что-то вроде детской игры (22): танец сопровождался незамысловатой песенкой. Солист запевал припев, а хор подхватывал:

Вода бежит в огород по канаве,
А в саду уж созрел виноград.

Когда доходили до слов:

Милая моя крепко любит меня,
Так отдайте ее за меня,

Распорядитель игры выводил из хоровода одну девушку за другой и становился на место. Когда все девушки оказывались по левую руку от него, первая часть игры заканчивалась. Тогда меняли припев, называя по имени юношу, который должен был встать между двух девушек по его собственному выбору – так и развлекались девушки и юноши из народа: распевая песни и танцуя, держась за руки, кружась в хороводе. Совсем иным был бальный танец, медленный, размеренный, сдержанный, целомудренный, более приличествующий знати и богатым горожанам. Церковь не осуждала его – не то что народный танец, непринужденный, вакхический, чувственно-эротический: считалось, что, когда народ веселился, можно забыть на время о строгости нравов. Однако богатые буржуа хорошо знали (о чем свидетельствует тот же «Декамерон») фривольные народные песни и танцы: весельчак Дионео хочет затянуть одну из таких песенок, несмотря на полусерьезные, полушутливые протесты со стороны молодых дам.

Во Флоренции, как и в других местах, любовь к песням и танцам была столь велика, что, как только наступало теплое время года, пели и танцевали на лугах, окружавших город, особенно в Майский праздник, и на городских улицах. «Веселые компании» молодых людей, празднично одетых, под водительством избранных ими короля и королевы ходили по центральным кварталам города.
(…)
В завершение разговора напомним очаровательную сценку из «Декамерона», хотя и относящуюся к несколько более позднему времени, но, несомненно, отражающую нравы и обычаи времен Данте. Молодые герои «Декамерона», юноши и девушки, бежав от свирепствующей в городе чумы, устроились на большой красивой вилле среди живописных холмов. Ужин закончен. Слуги убирают столы, накрытые в одном из залов. Королева дня отдает распоряжение принести инструменты, и по ее приказу Дионео берет лютню, Фьямента – виолу, дуэтом начинают играть танцевальную мелодию. Дамы и кавалеры во главе с королевой образуют круг (carola) и медленно танцуют. После танца наступает черед песен, приятных и веселых. И так они проводили все вечера, пока королева не отдавала распоряжения расходиться по комнатам.

Примечания:
(21) Apollonio M. Storia del teatro italiano. Firenze, 1954. P. 119.
(22) Apollonio M. Storia del teatro italiano. Firenze, 1954. P. 119.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 11 Январь 2006, 04:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нарративные первоисточники по средневековым танцам разных веков, большая нарезка цитат.
http://www.mittelaltertanz.org/bildertext/liste.htm


Последний раз редактировалось: Rusia (15 Октябрь 2006, 15:29), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2006, 15:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще вот ссылка:
http://www.instrumentsmedievaux.org/histoire/Texte/dans.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 07 Февраль 2006, 14:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья по истории танцев на немецком. Приведены ноты, миди-файлы, тексты танцевальных песен.

http://www.tempus-vivit.net/tempus-vivit/bibliothek/index.php?subsection=view&id=65&section=bibliothek&sectionid=9
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ulrich von Gutten



Зарегистрирован: 22.06.2005
Сообщения: 1478
Откуда: Череповец

СообщениеДобавлено: 07 Февраль 2006, 19:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Опять же, описания танцев 13 века или нет?если мне не изменяет память, их не больно-то тогда конспектировали...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 07 Февраль 2006, 19:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я каких-то подробных описаний в данной статье не заметила. Ноты и тексты интереснее в этом плане.

Насчет конспектов...
Если можешь, переведи те цитаты, что по ссылке (я, к сожалению, немецким не владею)
http://www.staff.uni-mainz.de/khoppe/sammlung/bildertext/text.htm

Например, на 13 век:
Цитата:
Wernher der Gartenaere: Helmbrecht

Z. 97 ff.
Ie zwischen zwei frouwen stuont, als si noch bî tanze tuont,
ein ritter an ir hende:
dort an enem ende
ie zwischen zwein meiden gie ein knabe, der ir hende vie;
da stuonden fidelrere bî.
("Hier zwischen zwei Frauen stand,
wie sie es noch beim Tanzen tun,
ein Ritter an ihren Händen:
dort an einem Ende
hier zwischen zwei Mädchen ging
ein Knabe, der ihr ihre Hände führt;
da standen Fiedler dabei.


Цитата:
Walther von der Vogelweide (ca. 1215)

Nemt frowe disen kranz
alsô sprach ich zeiner wol getânen maget
sô zieret ir den tanz
mit den schœnen bluomen, als irs ûffe traget
(Nehmt, Frau, diesen Kranz
all so sprach ich zu einer wohlgeratenen Magd
So zieret Ihr den Tanz
mit den schönen Blumen, wenn Ihr sie aufsetzt)

In der "Elegie":
swâr ich zer werlte kêre, dâ ist nieman frô
tanzen lachen singen zergât mit sorgen gar
nie kristenman gesach sô jæmerlîchiu schar
(Wo ich ich mich in der Welt hinwende, ist niemand froh
Tanzen, Lachen, Singen vergehen sogar durch die Sorgen
nie hat ein Christenmensch so eine jämmerliche Schar gesehen)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ulrich von Gutten



Зарегистрирован: 22.06.2005
Сообщения: 1478
Откуда: Череповец

СообщениеДобавлено: 07 Февраль 2006, 20:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ихь бин нихт ферштейн гросс-дойч :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 11 Май 2006, 12:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Начинаю потихоньку выкладывать картинки, в более-менее хронологическом порядке.

На что следут обращать внимание?
На характерные положения рук, ног.
11-12 век - как присобраны рукава блио, длина подола (она, как видим такова, что не мешает танцам - возможно, подпоясывание "с напуском" сокращает длину подола, либо он действительно не очень длинный.
13 век - также на длину подла и то, как он придерживается (как правило, одной рукой).
В парных танцах и хороводах - на общую композицию.
Да, кстати, изображены и сольные танцы.

http://www.lessing-photo.com/p3/400102/40010258.jpg
Танцующая Саломея. Аккомпанирующий - флейтист (?)
Dance of Salome. Detail from the Scenes of the New Testament on a
cast bronze column (11th), named after Bishop Bernward (993-1022)
Height 400 cm
Cathedral, Hildesheim, Germany

http://www.chnutz.de/bilderbau/byzanz.jpg
Хоровод. Византийская фреска, 11ый век.

http://photofile.ru/users/rusia/1248184/27077743/
Византийская миниатюра, изображающая танец Мириам и женщин Израиля. 11 или 12 век.

http://www.instrumentsmedievaux.org/roman/CHAPROM/castelv/chap.jpg
Девушка танцует под аккомпанимент виолы и роты.
Eglise de CASTELVIEL (Guyenne) XII° s.

http://www.instrumentsmedievaux.org/roman/CHAPROM/boschervil.html
http://www.archeophile.com/forum/cadre_message.php?uid=153
http://www.archeophile.com/forum/pieces/153_2.jpg
Брейк-данс XII в. (на самом деле это, скорее, акробатический этюд, просто очень забавное изображение :))))

http://www.bridgeman.co.uk/search/view_image2.asp?image_id=173499
Танцующая девушка со свадебного сундука из собора г. Ванесс (Vannes), 1180-1190, Западная Франция. Юноша аккомпанирует на виоле.

http://www.chnutz.de/bilderskulptur/email.jpg
Лиможская эмаль. Слева - девушка стучит на подобии кастаньет и танцует. Юноша аккомпанирует ей на виоле.
Two Medaillons with Courtly Music- and Dance Scenes
Limoges, late 12th or early 13th cent.; Email champlevé-with holes on both sides - Dm. 7,3 cm. Kopenhavn, Danmarks Nationalmuseet Kopenhavn, Inv. Nr. VII, 3 E 32

http://www.thebritishmuseum.ac.uk/compass/resources/image/large/ps198786.jpg
Эмалевый "свадебный" ларец с куртуазными сценами.Ок. 1180, Аквитания, Лимож, франция.
Девушка танцует, юноша аккомпанирует ей на виоле, мимо пролетает птичка. Справа юноша приносит оммаж даме сердца.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 15 Май 2006, 19:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Изображения, датированные XIII- нач. XIV вв.

Библия Мациевского, 1244-1254 гг., Франция

http://www.medievaltymes.com/courtyard/images/maciejowski/leaf9/otm9rc.gif
The Israelites sing praises to the lord for their deliverance.
Израильтяне (-ки) поют хвалу Господу после Исхода из Египта.
Две девушки поют и, вероятно, танцуют вдвоем, под аккомпанимент Timbrel (барабана).

http://www.medievaltymes.com/courtyard/images/maciejowski/leaf17/otm17ra&b.gif
Мужчины из колена Вениаминова похищают девушек, чтобы взять в жены.
Слева три девушки танцуют, держась за руки, под аккомпанимент виолы.

Манесский кодекс, 1300-1314 гг., Германия

http://www.manesse.de/img/046.jpg
Рыцарь и две девушки танцуют, взявшись за руки, под аккомпанимент виолы. Девушки придерживают свободными руками длинные подолы своих сюрко.

http://www.manesse.de/img/104.jpg
Девочка танцует под аккомпанимент виолы.

http://www.manesse.de/img/133.jpg
Девушка и двое юношей танцуют, взявшись за руки, на городской стене, под аккомпанимент виолы и флейты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 24 Май 2006, 10:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не совсем в тему, но...
Развитие профессионального танца в Средние века и эпоху Возрождения
Цитата:
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми.

В XII в. культ романтической любви и рыцарства в значительной мере преобразил танец, приглушив его откровенно эротические черты. Танец входил в число обычных для рыцаря занятий и выступал как своего рода домашняя параллель к турнирам на открытом воздухе. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу; тип этого танца во многом напоминал полонез.

Цитата:
Эстампи (estampie), или эстампида – средневековая инструментальная форма и танец из Прованса. Средневековые авторы упоминают о стантипе – возможно, латинизированном названии эстампиды. Каждая стантипа состояла из ряда «точек» (puncti): каждый punctum (точка) состоял из двух частей с одинаковыми началами (apertum) и разными завершениями (clausum). Дополнением к стантипе была дуктия (ductia), тоже состоявшая из «точек», под которую танцевали. Эстампи может считаться одним из главных танцев Средневековья.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 09 Июнь 2006, 03:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитаты о танцах из австрийской поэмы середины 13 в. "Майер Хельмбрехт":

Цитата:
Как бы зеленый, вешний луг,
Но бьются здесь, не пашут,
Все в хороводе пляшут.
Как весел праздничный обряд!
Вот дамы с рыцарями в ряд,
Юнцы со всей округи
И с ними их подруги.
Блестит рисунок шелком,
Танцует рыцарь с толком,
Учтиво выступив вперед,
Двух дам за пальчики ведет,
И двух девчонок паренек
С собою за руки увлек,
Они милы и горячи,
Им в лад играют скрипачи.


Цитата:
Все принимаются за пляски
И с чувством истинным поют.
Скучать никто не станет тут.
И шпильман под зеленой липкой
Уже взмахнул смычком над скрипкой,
И дамы поспешили встать, -
Смотреть приятно, что за стать!
Подходят рыцари с поклоном,
В их очи смотрятся влюбленно,
Ответный взгляд уже исторг
В душе у каждого восторг,
Веселье свыше всякой меры,
Танцуют дамы, кавалеры,
И кружат юноши подруг.
Богач и бедный входят в круг.
А танцам подойдет конец,
На смену выступит певец,


http://gremlinmage.narod.ru/medieval/gelmbrecht.html

Фактически, описание приглашения на танец в соответствии с этикетом - дамы встают, к ним с поклонам подходят рыцари.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 06 Июль 2006, 02:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Жак де Витри утверждает, что "хоровод есть круг, центром коего является дьявол. Все движутся в нем влево, направляясь к вечной погибели. Когда нога прижимается к ноге или рука женщины касается руки мужчины, вспыхивает дьявольский огонь".

Гуревич А. Я., "Избранные труды. Культура средневековой Европы."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ulrich von Gutten



Зарегистрирован: 22.06.2005
Сообщения: 1478
Откуда: Череповец

СообщениеДобавлено: 10 Июль 2006, 22:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

От оно как! Гореть всем нам в Геене огненной...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 11 Июль 2006, 10:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В этой книжке про танцы много написано. Судя по всему, у молодежи было основным развлечением вместо посещения мессы плясать возле церкви, заглушая своим пением богослужение. :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Быт Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 3 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB