Ассоциация Тринахофилов Saeculi XIII - Tempus magnum
Форум сообщества тринахофилов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Танцы XII - XIII вв.
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Быт
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Мартина



Зарегистрирован: 29.06.2005
Сообщения: 125
Откуда: Ярославль

СообщениеДобавлено: 13 Июль 2006, 12:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Жак де Витри утверждает, что "хоровод есть круг, центром коего является дьявол. Все движутся в нем влево, направляясь к вечной погибели. Когда нога прижимается к ноге или рука женщины касается руки мужчины, вспыхивает дьявольский огонь".

Гуревич А. Я., "Избранные труды. Культура средневековой Европы."


Типичный бранль...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ulrich von Gutten



Зарегистрирован: 22.06.2005
Сообщения: 1478
Откуда: Череповец

СообщениеДобавлено: 13 Июль 2006, 14:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ага.... Любой бранль танцуется с Божьей помощью и с двух шагов влево...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 16 Июль 2006, 02:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тогда недо-бранль. Жак де Витри жил в 1170 - 1240 гг.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 17 Июль 2006, 03:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
К XIII в. относится история о "танце святого Ги" - танцевальной эпидемии, имевшей место в Эхтернахе (Люксембург): ее причину усматривали в якобы одержимом дьяволом деревенском скрипаче, который был приговорен к повешению и, дабы избежать смерти, вызвал своей игрой в жителях города неодолимое желание танцевать; сообщается, что участники непроизвольного массового танца имели также видения (Коллен де Планси, 195). (И поныне в Эхтернахе ежегодно проводятся танцевальные процессии в честь св. Виллиброда, основавшего в 698 г. бенедиктинский монастырь, вокруг которого вырос город).

Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. - М.: Intrada, 2006.


Явно последствия употребления хлеба со спорыньей (а может, грибы?). Надеюсь, никому не захочется эту "танцевальную эпидемию" реконструировать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 05 Сентябрь 2006, 02:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот более поздняя фреска 14 в. с танцем девушек, Италия (Амброджо Лоренцетти, изображение города, в котором Доброе управление, 1338-40 гг.):
http://www.wga.hu/art/l/lorenzet/ambrogio/governme/2effect4.jpg
Действительно, влево движутся :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 13 Сентябрь 2006, 18:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Более поздние "хороводные" (типа кароле) картинки:

14 век, Библия, Франция
http://www.bridgeman.co.uk/search/view_image2.asp?image_id=68722&tmp=

14 век, фреска в Авиньоне, Франция
http://www.bridgeman.co.uk/search/view_image2.asp?image_id=232869

15 век, Роман о розе
http://www.bridgeman.co.uk/search/view_image2.asp?image_id=154072
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 14 Сентябрь 2006, 02:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

13 в., французский манускрипт
http://www.bridgeman.co.uk/search/view_image2.asp?image_id=155558
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 24 Сентябрь 2006, 04:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

12 в., скульптурное изображение:
http://apemutam.free.fr/danse.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2006, 16:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из трактата Иоанна де Грохео, ок. 1300, Париж:
Цитата:
Cantus versiculatus * (* по-французски vers, т. е. стихи. Имеются в виду песни более строгого содержания, чем любовные. - Прим. перев.) некоторыми, в отличие от cantus coronatus, называется cantilena.
По качеству текста и мелодий эти песни уступают cantus coronatus. Их примером могут служить песни "Chanter qui este", "Qiar ne men puis tenir" * (* "Вы, поющие", "Почему я не могу удержаться"). Эти песни должны петься юношами, чтобы им вовсе не погрязнуть в бездействии. Ибо кто презирает труд и хочет жить в праздности, того ждут печаль и невзгоды. Ср. у Сенеки: "Non est viri timere sudoram" * (* "Недостойно человека бояться пота (т. е. труда)". - Прим. перев.)
Итак, ясны разновидности cantus.
Всякая cantilena обычно именуется rotunda [круглой] или rotundellus * (* по-французски - рондель) потому, что она наподобие круга в себе замыкается и одним и тем же начинается и кончается. Но мы считаем за rotundellum только такую, части которой имеют один только напев, отделенный от напева responsorium или refractus * (* responsorium - ответ, refractus - по-французски refrain - припев. - Прим. перев.) Эти песни, так же как и cantus coronatus, поются протяжно (londo tracta); образцом их на французском языке служит песня "Toute sole passerri le vert boscage".
Такого рода cantilena к западу, именно в Нормандии, обычно поется девушками и юношами на праздниках и больших пиршествах для украшения таковых. Cantilena, называемая stantipes, имеет различие в своих частях и в припеве, как в рифмах текста, так и в мелодии, например во французских песнях "А l’entrant d’amours" или "Certes mie ne cuidoie". Cantilena трудностью исполнения держит души юношей и девушек настороже и отвлекает от дурных мыслей.
Ductia есть такая разновидность кантилены, которая имеет очень легкое и быстрое движение скачками вверх и вниз и поется молодежью обоего пола хором; образец ее - французская песня "Chi encor querez amorites". Эта разновидность увлекает девушек и юношей, оберегает их от тщеславия и, говорят, помогает против страсти, любовью именуемой... Сказанного достаточно для описания как cantus так и cantilena. Их многочисленные части носят названия стиха (versus), припева (refractorium) и добавления (additamenta).

Цитата:
Стих cantus versicularis должен по возможности быть похож на стих cantus coronatus. Число стихов в cantus versicularis не определено: в одном случае их больше, в другом меньше, в зависимости от количества материала и желания сочинителя.
Responsorium или припев - та часть, которой начинается и кончается всякая cantilena.
Прибавления (additamenta) различны в ронделе, в дукции и в стантипеде. В ронделе они одинаковы по музыке и рифме с responsorium. В дукции и стантипеде они иногда одинаковы с responsorium, иногда отличны от них. Как в дукции, так и в стантипеде responsorium вместе с additamenta называются стихом, и их число не определено, но может быть большим или меньшим, в зависимости от воли сочинителя и количества материала.
Таковы различные части в cantus и в cantilena.


Цитата:
Перейдем теперь к этим последним. Хороший художник играет на виоле всякий cantus и всякую cantilena. Но те формы, которые обычно исполняются в домах богачей, на празднествах и игрищах, сводятся обычно к трем видам, а именно: cantus coronatus, ductia и stantipos. О cantus coronatus мы уже выше говорили, нам остается сказать о ductia и stantipes. Ductia - музыкальное произведение без текста, правильно размеренного ритма. Я говорю "без текста", потому что хотя оно может быть исполнено голосом и представлено нотами, но его нельзя записать буквами, так как букв и стихов нет. Я сказал "правильно размеренного ритма", потому что повторяющиеся акценты и движения играющего побуждают душу человека к изящным движениям, к тому искусству, которое зовется танцевальным и ритмы которого соразмеряются в дукциях и хореях (Chorea - хороводный танец. - Прим. перев).
Stantipes - музыкальное произведение без текста, с трудным и разнообразным мелодическим движением, распадающееся на отделы. Я говорю "с трудным и т. д.", потому что stantipes своей трудностью целиком и вполне захватывает исполнителя, а также и слушателя и часто отвлекает богатых людей от дурного образа мыслей. Я сказал "распадающееся на отделы", потому что у stantipes нет того четкого ритма, как у ductia; stantipes познается по различию отделов.
Части дукций и стантипедов вообще называют punctia. Это есть разумное соединение ряда конкордансов в восходящем и нисходящем движении, образующее мелодию и состоящее из двух частей, в начале похожих, а в конце различных, которые обычно называются apertum и clausum * (* буквально - открытое и закрытое; под открытым разумеется каденция половинная или в другой тональности, под закрытым - каденция на тонике. - Прим. перев.). Я говорю "состоящее из двух частей и т.д." - наподобие двух линий, из коих одна больше другой. Большая заканчивает меньшую и в конце от нее отличается. Число частей в дукций, сообразно трем совершенным консонансам, делают обычно три. Но иногда бывают nota * (* Nota - здесь танцевальная пьеса. - Прим. перев.), именуемые четырехчастными, которые могут быть относимы к несовершенным [неправильным] дукциям и стантипедам. Некоторые дукций даже четыре части имеют, как, например, "Ductia Pierron".
Число частей в stantipes некоторые, опираясь на систему голосообразования, полагают шесть * (* Mapкеттo Падуанский в "Луцидариуме" учит, что элементов голосообразования шесть: легкие, гортань, нёбо, язык, передние зубы, губы. - Прим. перев.). Некоторые, быть может, снова исходя из семи конкордансов, это число частей увеличивают, как Тассин, до семи. Такого рода стантипеды семиструнные и очень трудные, как у Тассина.
Сочинять дукции и стантипеды - значит дать звуковому материалу оформление при помощи соединения отдельных частей и сохранения нужного для этого ритма. Подобно тому как естественное содержание определяется естественной формой, так звуковой материал определяется частями и художественной формой, приданной им художником.
Итак, этим сказано, что такое дукция и стантипед, каковы их части и как их сочинять. Этим заканчивается отдел о простой или народной музыке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2006, 16:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Эстампи (именуемый также stantipes, estampida, stampita, istanpitta) — танец XIII—XIV веков и одна из старейших форм инструментальной музыки. Его название происходит от прован­сальского слова estamper, означающего «топать», что может служить указанием на природу этого танца. Его форма может быть выведена из вокальной секвенции, поскольку она состоит из нескольких разделов, называемых puncta (единств. punctum), каждый из которых представляет собой фразу с повторением. Однако, в отличие от секвенции, эти фразы различаются оконча­ниями (кадансами), из которых первый назывался ouvert (откры­тый), а второй clos (закрытый), в соответствии с нашими поло­винным и полным кадансами. В трактате, написанном около 1300 года, теоретик Иоганн де Грохео пишет, что данный танец вклю­чает от пяти до семи puncta; те, в которых число разделов меньше пяти, называются ductia.

Настоящий образец, воспроизводимый по рукописи XIII ве­ка, — двухголосный; он в высшей степени интересен трактовкой главного мотива, который в первых двух puncta появляется в нижнем голосе, а затем до конца пьесы звучит в транспозиции в верхнем голосе. В последнем punctum этот мотив слегка варь­ируется ритмически.

Танцевальная музыка, с ее симметричными периодами и яс­ными кадансами, с самых давних времен была важным фактором в становлении инструментальной музыки. Использование разных ключевых знаков альтерации в различных голосах полифониче­ских сочинений, наблюдаемое в приводимом образце, было весьма распространенным явлением в музыке вплоть до XVI века. Впо­следствии эта практика получила наименование «partial signa­ture» (англ. — ключевые знаки партии. — Ред.). Примеры применения подобной системы см. также в образцах 14 и 16.

Источник: British Museum, Harleian 978. Факсимиле: Wooldridge. Early English Harmony, vol. I, Plate 19. Транскрипция: Johannes Wolf. Die Tänze des Mittelalters. — Archiv für Musikwissenschaft, Jg. l (1918—19), S. 20.

К. Пэрриш, Дж. Оул, ОБРАЗЦЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ ОТ ГРИГОРИАНСКОГО ХОРАЛА ДО БАХА
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 15 Октябрь 2006, 16:35    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Самые простые примеры рондо с полной ясностью могут проил­люстрировать это. В стихотворной строфе, предположим, шесть или восемь строк, в музыкальной композиции всего два раздела (соответствуют по объему двум строкам). Поэтические строки расположены следующим образом: ABCADEAB; причем помимо повторений строки А и строки В следует учитывать рифмовку: А рифмуется с С и D, В рифмуется с Е. Или же в другом рондо шесть поэтических строк: А В С D Е, причем А рифмуется с С, D рифмуется с Е. Музыкальная строфа в том и другом рондо состоит из двух мелодических строк (обозначим их А и В). Соотношение музыкальных строк с поэтическими зависит и от повторений поэтических строк (им соответствует повторение музыкальных), но также и от рифм (рифмованным строкам соответствует одна и та же музыкальная строка). Итак, получается большая концентрированность музыкальной формы и такое со­отношение поэтических музыкальных строк, которое допускает и полный параллелизм (новая строка — новая мелодическая фаза), и относительный параллелизм (рифмующиеся строки — одна мелодическая фаза). В итоге рондо (стихотворная строфа из вось­ми строк) схематически строится так:

текст
ABCADEAB

музыка
АВАААВАВ


(пример 17).

Второе же рондо имеет следующую структуру текста:

текст
А В С D В Е

музыка
А А А В А В


Баллада ведет свое происхождение от плясовых песен с хором, и в основе ее структуры тоже лежит определенная периодичность и повторность, связанные с чередованием соло и хора. Виреле примыкает к формам рондо » баллады, но в отличие от рондо его строфа начинается и заканчивается одним и тем же рефреном (следующие строфы начинаются без вступительного рефрена). Так или иначе все эти структуры могут быть названы рондальными в широком смысле, ибо возвращение к одной из музыкальных строк является их композиционным принципом.

На деле, однако, принцип рондальности проводился в песнях трубадуров и труверов в достаточно гибких вариантах. В зависи­мости от структуры поэтической строфы, от неведомого нам мело­дического замысла или от происхождения мелодии из иного источника — далеко не всегда принцип повторности или обрамле­ния распространялся на всю музыкальную строфу. Приведем примеры различного жанрового происхождения: пастурель Маркабрюна, альбу Гираута де Борнейль, эстампиду Рамбаута де Вакейрас (примеры 18, 19, 20). В эстампиде трубадур зависел от танцевального образца (возможно — народного происхожде­ния) : скорее всего он приноравливал текст к музыке, а не наоборот.

Т.Ливанова, ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ до 1789 года
ТОМ ПЕРВЫЙ По XVIII век
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 25 Октябрь 2006, 13:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Миниатюрка:
http://sgedh.si.bm-lyon.fr/dipweb2/Temp/27/~dw8014.jpg
Цитата:
Cote image : Ms P.A. 57, f. 9v
Lйgende : Danse lors d'un mariage et jugement du mari ; initiale ornйe ; manicule
Titre du livre : Ysopet (adaptation d'Esope en latin et franc-comtois)
Dates : 13e siиcle
Cote livre : Ms P.A. 57
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
fra Raimond



Зарегистрирован: 23.06.2005
Сообщения: 2977
Откуда: Жуковский

СообщениеДобавлено: 25 Октябрь 2006, 14:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Слушай, а какое отношение структура песен имеет к танцам, а?
_________________
А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?
(Из детского письма)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 25 Октябрь 2006, 14:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это тема оч. интересная. Во-первых, там описана структура музыкальных произведений, а не песен. Во вторых, есть определенная связь, что подо что танцевалось.
Например, под рондо с соответствующей песенкой, считается, могли танцевать кароле, и т.д. Причем иногда танцевали под одну музыку, без песен.
Под дукцию тоже вроде как танцевали кароле.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 27 Июнь 2016, 18:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Орхесография" Туано Арбо - одно из первых подробных руководств по изучению танцев, XVI в.
http://memory.loc.gov/cgi-bin/ampage
В нем подробно описаны бранли.
Частичный перевод на русский язык
http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/?id=1811
Также краткое изложение в интерпретации хореографов XX в. приводится в книге: Н. П. Ивановский, Бальный танец XVI - XIX вв.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Быт Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB