Ассоциация Тринахофилов Saeculi XIII - Tempus magnum
Форум сообщества тринахофилов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Занимательные исторические факты, связанные с едой

 
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Кулинария
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 31 Декабрь 2006, 03:35    Заголовок сообщения: Занимательные исторические факты, связанные с едой Ответить с цитатой

Из книги:
Эдмон Поньон, "Повседневная жизнь Европы в 1000 году".
Цитата:
Источники XIII века, в особенности рассказ о битве при Бувине, входящий в «Реймскую хронику», описывают военный ритуал. В котором важную роль играло вино. Перед боем, в конце обеда, на котором присутствовал Филипп Август со своими баронами, король велел «сделать суп», то есть опустить кусочки хлеба в кубки с вином. Затем он роздал кубки гостям. Этот хлеб и это вино, очевидно, были символами Тайной вечери, и король таким образом недвусмысленно давал понять своим вассалам, что они являются для него теми же, кем были апостолы для Христа. Похоже, что существовал обычай «делать суп» в случае торжественных или траурных обстоятельств. Возможно, этот обычай столь же стар, как и сама вассальная система, и уже существовал в X и XI веках. Ришер дает нам косвенное указание на это, рассказывая, как Асцелин, предательски добивавшийся доверия Карла Лотарингского, принял от него кубок вина с накрошенным в него хлебом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 05 Март 2007, 04:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.britarch.ac.uk/BA/ba58/letters.shtml
Цитата:
Cider & beer
From Ms Ann Hagen

Sir: I enjoyed most of Bettina Arnold's feature on 'political feasts' ('Power drinking in Iron Age Europe', February): she is clearly right to point to the continuation of this tradition from prehistory into the medieval period. The Sutton Hoo ship burial has a number of close parallels to the Hochdorf burial a millennium earlier, and lists of provisions for medieval feasts indicate that heroic eating and drinking continued to demonstrate status in Britain as well as in Ireland.

The subject of my MPhil research was Anglo-Saxon food and drink (now published by Anglo-Saxon Books) and I have to point out that when it comes to the discussion of drinks, two errors are repeated. 'Beer' does not derive from bère, the Old English for 'barley'. The Anglo-Saxon word beor referred to a sweet, strong drink, not made from cereals, and probably a fruit wine/cider/perry. Similarly, Norman-French bere refers to cider, and Old Norse bjorr is considered to have been a strongly-fermented cider. (Beor, bère and bjorr may all have derived from Latin bibere, 'to drink'.) Arguably beor was stronger than wine since yeast in cider can work at concentrations of up to 18 per cent alcohol. Ealu (ale) was used to translate Latin cervisia, a cereal-derived drink, which we now call beer.

Hops were cultivated in Germany from at least ad 736, and 768 in France, and were used in brewing. There is definite evidence for their use in Anglo- Saxon England by the 10th century, and given the monastic contacts with the continent, were probably used earlier. Hildegard of Bingen records their preservative properties in the 12th century - all well before post medieval times.

Wylisc (foreign, Welsh) ale was more highly regarded than ordinary ale, and the evidence is that it was stronger. Welsh/Celtic ale was probably sweetened with honey, and - with a smokey taste from the way the barley was kilned - was said to be 'glutinous, heady and soporific'. Irish scholars in Cologne and Liège in the 9th century complained of the inferiority of the continental article.

Mead was also drunk and well-regarded, as was imported wine (and, in the 10th and 11th centuries, home-produced wine). In Anglo-Saxon times it seems to have been important to provide a range of alcoholic drinks, so guests could exercise their personal preference when it came to altering their mood.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 07 Март 2007, 04:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
а затем острием ножика или вилочки, сделанных нарочно для этого, наподобие тех, какими мы обычно едим сваренные в вине груши и яблоки,

Вильгельм де Рубрук об употреблении вилок у монголов.
"ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ ВИЛЬГЕЛЬМА ДЕ РУБРУКА В ЛЕТО БЛАГОСТИ 1253", Глава 5.
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext1.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 29 Апрель 2007, 14:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это, скорее, "байки", но байки средневековые, из итальянского сборника коротких историй "Новеллино", составленного, как считается, в 1290-ые годы XIII в.

НОВЕЛЛА XXI (XXIII)
[О том, как император Фридрих повстречал у источника простолюдина и попросил напиться, а затем отнял у него флягу]

Однажды император Фридрих, одетый по обыкновению в зеленый костюм, отправившись на охоту, повстречал у источника человека, по виду простолюдина; перед ним на зеленой траве была разостлана белоснежная скатерть, возле него стояли тамарисковая фляга с вином и чистая кружка. Император подошел к нему и попросил напиться.
Простолюдин ответил: "А из чего я могу дать тебе напиться? К моему сосуду ты не должен прикасаться ртом, но если у тебя есть рог, я охотно дам тебе вина".

Император ответил: "Одолжи мне свою флягу, и я напьюсь из нее, обещаю, что не коснусь ее ртом".

Тот согласился и протянул ему флягу. Император напился, сдержав обещание, но флягу не вернул и, пришпорив коня, пустился прочь. Бедняк приметил охотничью одежду императорских рыцарей. На следующий день отправился он ко двору. Император сказал привратникам: "Если придет сюда человек такого-то вида, не затворяйте перед ним ворота и приведите его ко мне".
Тот пришел. Предстал перед императором. Пожаловался, что лишился фляги.

Император, шутки ради, велел ему несколько раз повторить свою историю. Бароны выслушали ее с превеликим удовольствием. А император спросил: "Узнал бы ты свою флягу?"
"Да, мессер".
Тогда император извлек флягу из-под одежды, чтобы показать, что тот рыцарь был он сам. А простолюдина богато одарил за его чистоплотность {1}.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 29 Апрель 2007, 14:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НОВЕЛЛА XXXV
[Рассказывающая о маэстро Таддео из Болоньи]

Маэстро Таддео читая своим ученикам курс медицины, объявил, что всякий, кто в течение девяти дней будет есть баклажаны, лишится разума. И доказывал это на основания медицины.

Один из его учеников, слушавших эту лекцию, заявил, что хотел бы проверить это на себе. И принялся есть баклажаны. На девятый день он явился к учителю и сказал: "Маэстро, то, что вы утверждали в вашей лекции, неверно, так как я проверил это на себе, а безумным не стал". С этими словами он поворачивается и показывает ему зад.

"Запишите, - сказал учитель, - что все это подтверждает действие
баклажанов, и сделайте новую ссылку в комментариях".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 29 Апрель 2007, 14:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НОВЕЛЛА LXXIV
[В которой рассказывается о подданном и синьоре]

В ту пору, когда начинают созревать фиги, случилось одному синьору проезжать мимо сада одного из своих подданных, живших на его земле. Заметив прекрасный спелый плод на верхушке фигового дерева, он велел сорвать его. Подданный, видя, что его фиги пришлись по вкусу синьору, задумал сберечь их для него. И решил огородить это дерево и сохранить плоды. Когда же они поспели, он отнес их ему в огромной корзине, думая заслужить тем его расположение. Но принес он их уже в то время, когда сезон проходил, и было их так много, что впору было кормить ими свиней. Увидев эти фиги, синьор решил, что над ним смеются, и приказал своим слугам связать подданного и бросать ему фиги в лицо одну за другой. Когда же фиги чуть не попадали ему в глаз, подданный восклицал: "Слава тебе, господи!" Слуги удивились и рассказали об этом синьору. А на вопрос синьора: "Почему же ты это сказал?" - тот ответил: "Потому, мессер, что я собирался принести персики, и если бы я принес их, то сейчас был бы уже слепым". Тогда синьор рассмеялся, велел развязать его и одеть в новое платье. И одарил его за необычный ответ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 29 Апрель 2007, 14:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НОВЕЛЛА XCII

[В которой рассказывается об одной доброй женщине, испекшей превосходный пирог]

Некая женщина, замесив тесто, испекла вкусный пирог с угрем и поставила его в ларь для муки. Заметив, что в дверцу проникла мышь, привлеченная запахом пирога, она позвала кошку и пустила ее в ларь, чтобы та поймала мышь, и закрыла дверцу. Мышь спряталась в муке, кошка съела пирог, а когда ларь открыли, мышь выпрыгнула наружу. Кошка же. насытившись, не стала ее ловить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 06 Май 2007, 02:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
А. Каппати, М. Монтанари, "Итальянская кухня. История одной культуры".

Начиная уже с XII века в самых неожиданных местах мы находим сведения о порядке подачи блюд: к примеру, судебное постановление 1191 года гласит, что монахи из монастыря Сан-Амброджио обязуются ежегодно устраивать обед со строго определенным меню в честь соседних каноников. По-видимому, кто-то пытался пересмотреть необходимость соблюдения этого давнего обычая, но суд решил, что традицию следует продолжить. В перечне указаны только блюда из мяса (три перемены по три блюда), бесспорно, главного "действующего лица" обеда: первую перемену составляют холодные мясные блюда (курятина и свинина) и gambas de vino (возможно, мясо под маринадом); вторую - фаршированные куры, turtella de lavezolo (вероятно, мясная запеканка) и говядина под соусом piperata; третью перемену - жаркое из кур, филе говядины cum panicio (в панировке) и жаркое из поросенка. Обо всем прочем (хлебе, вине, закусках, гарнире, десерте) ничего не говорится. Подобная очередность блюд не воспринималась как обязательная: один из свидетелей хотя и подтвердил, что это меню предписывала традиция, настаивал на том, что "фаршированные поросята иногда подавались на первую перемену блюд, иногда на третью, то же относилось к холодной свинине".

Более простой и понятный с точки зрения диететики список блюд находим в земельном договоре 1266 года, заключенном в Асти неким dominus Pancia (звание и имя) с арендаторами, от которых он требует ежегодно два обеда для себя и для своего товарища. Должны быть поданы: "для начала по лимону на каждого, затем на каждого из сотрапезников по два фунта свежей свинины, к которой следует подать блюдо белого гороха каждому; затем жареного каплуна для каждого из мужчин, и соусы, подходящие к указанным блюдам. Затем шесть каштанов и грейпфрут (frutto del paradise) каждому. Белого хлеба, сколко смогут съесть; хорошего вина, чистого и светлого, - сколько смогут выпить. Все сервированное на чистой белой скатерти".

Может показаться странным требование подавать лимон в начале трапезы, но это совершенно соответствует принципам средневековой диететики, согласно которой entree должно было "открывать" желудочные пути, стимулируя выделение желудочного сока кислыми компонентами. Кислые сезонные фрукты служили именно этой цели (так же, как и салаты с оливковым маслом и уксусом, которые впоследствии вызовут бурные споры, но об этом ниже). За этим следуют две перемены мясных блюд: не говоря уже о размерах порций (два фунта, то есть больше полкило свинины, и по целому каплуну на каждого), ограничимся предположением, что первое блюдо было тушенным под соусом; о втором же говорится, что это жаркое. Такова наиболее привычная последовательность как в Италии, так и во Франции. Соус к жаркому, как мы увидели, практически необходим. Минуя антракты или повторения и сласти, которые в более значительных пиршествах увеличивали количество блюд и перемен, простой деревенский обед нашего Панчии заканчивается почти так же, как начался, - фруктами, однако другими, способными "закрыть" желудок благодаря своей мучнистой консистенции. Грейпфрут присутствовал уже за столом Висконти. Об обычае есть каштаны в конце трапезы сообщает и Бонвезин да ла Рива: ломбардские каштаны "зелеными пекутся на огне и едятся после всех остальных блюд вместо фиников", которые появлялись лишь на богатых столах. В качестве альтернативы, пишет Бонвезин, крестьяне любят завершать обед орехами.


Каплун - холощеный петух, то есть не топчущий кур (как я поняла, специально откормленный) - короче, средневековый аналог бройлера...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rusia



Зарегистрирован: 24.06.2005
Сообщения: 3577
Откуда: Москва, Жуковский

СообщениеДобавлено: 10 Июнь 2007, 17:43    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Салернский кодекс здоровья

написан в четырнадцатом столетии философом и врачом Арнольдом из Виллановы, (Arnaldus de Villanova, ок. 1240 г. – 1313 г.)
***
Школа салернская так
Королю англичан написала:
Если ты хочешь здоровье вернуть
И не ведать болезней,
Тягость забот отгони
И считай недостойным сердиться,
Скромно обедай, о винах забудь,

Не сочти бесполезным
Бодрствовать после еды,
Полуденного сна избегая.
Долго мочу не держи,
Не насилуй потугами стула;
Будешь за этим следить,— проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти.
Всё это Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья
Бойся. Источников гладь и трава - глазам утешенье;
Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

Кратким пусть будет полуденный сон иль вовсе не будет.
Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость —
Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.

От накопленья ветров возникают четыре недуга:
Колики, спазмы, водянка, а также головокруженье.

Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок
Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим.
Сам по желанию есть ты получишь тому подтвержденье:
А указанием будет слюны пробежавшая струйка.

Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,
Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье:
Все это черную желчь побуждает и вредно болящим.

Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,
Хлеб из тончайшей муки доставляют телесную крепость.

Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,
Бычьи тестикулы также, свинина и мозг всевозможный,
Спелые смоквы и свежие грозди от лоз виноградных.

Ценятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.
Доброго хочешь вина – непременны пять признаков эти:
Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно.

Сладкие белые вина гораздо питательней прочих.
Красного если вина ты когда-нибудь выпьешь не в меру,
То закрепится живот и нарушится голоса звонкость.

Рута, чеснок, териак и орех, как и груши, и редька
Противоядием служат от гибель сулящего яда.

Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым.
Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет.

Если принятье вина ввечеру для тебя вредоносно,
Пей его в утренний час и послужит оно исцеленьем.
Лучшие вина у нас вызывают и лучшие соки.
Вялость почувствуешь, если вино окажется темным.
Светлым пусть будет оно и созревшим, и тонким, и старым.
Смешанным также с водою, игристым и выпитым в меру.

Пиво не кислым должно, но прозрачным в достаточной мере
Быть, и из зерен отборных, а также, как следует, старым.
Пиво такое, коль выпьешь, не будет обузой желудку.

Должен умеренность в пище себе ты назначить весною.
В летний же зной особенный вред от пиршеств чрезмерных.
Осенью будь острожен с плодами: беда не стряслась бы.
Сколько захочется, ешь без опаски ты в зимнюю пору.

Рута, а с нею шалфей опьянение винное гонят.
Розы добавить цветок,— и утихнут любовные боли.

Мучить морская болезнь никого уже больше не сможет,
Коли с водою морскою вина перед этим отведать.

Соль и шалфей, чеснок и вино, петрушку и перец,
Если смешаешь как надо, то острый получится соус.

Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки:
После еды омовенье несёт наслажденье двойное:
Делает чистыми руки, а зрение делает острым.

Хлеб не горячим да будет, а также еще и не черствым,
Квашеным должен и пористым быть, хорошо пропеченным,
В меру соленым; мука пусть хорошая будет для хлеба.
Корку, однако, не ешь,, ибо желчь твою высушит корка.
Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
Чистый, здоровье даёт, а иной никуда не годится.

Право, баранина хуже свинины, коль вина далеко;
Стоит добавить вина, медицина она и питанье.
И потроха у свиней хороши, а другие — негодны.

Муст послабляет желудок, моче но дает отделяться,
Камни родит, засоряет к тому ж селезенку и печень.

Вредно весьма запивать то, что ешь за обедом, водою.
Холод возникнет в желудке, а с ним несварение пищи.

Мясо телячье считать чрезвычайно питательным надо.

Курица, горлица, голубь, каплун и скворец— превосходны,
И перепелка, и дрозд, и фазан, и тетерев с ними,
Жавронок, вальдшнеп и зяблик, затем куропатка и ржанка.

Мягкие рыбы всегда и размера берутся большого,
Твердые рыбы, напротив, питательней, если поменьше:
Щука и окунь, лосось и форель, и линь, и, конечно,
Также треска, камбала с пескарем, и прочие рыбы.

Если едят искривлённых угрей, то едят их живыми,—
Это свидетельство тех, кто постиг исцеленья науку.
Угорь и сыр вредоносны, коль съешь и при этом не будешь
Часто еду запивать, и опять запивать, повторяя.

Если съедаешь яйцо, жидким пусть оно будет и свежим.

Мы заключили, что надо горох и хвалить, и отвергнуть:
Без кожуры он хорош и в достаточной мере полезен,
Но с кожурою вздувает живот и поэтому вреден.

Козье, по мненью врачей, молоко и верблюжье — полезны:
Больше питанья, однако, дает молоко от ослицы,
Больше еще от коровы и в мере такой же — овечье.
Если ж болит голова в лихорадке,— любое негодно.

Масло мягчит, увлажняет и слабит, но без лихорадки.
А простоквашу принять,— то промоет она и очистит.

Сыр холодит, засоряет, он грубая, твердая пища.
Сыр вместе с хлебом полезно поесть, но только здоровым.
Коль нездоров человек, сыра с хлебом вкушать не годится.
«Сыр вредоносен»,— плохие врачи говорят постоянно.
Но ведь не знают они, почему он является вредным.
Силу от сыра себе обретает инертный желудок,
Это свидетельство тех, кто постиг исцеленья науку.

Следует пить за едою немного, но часто при этом,
Хочешь поменьше болеть, между блюдами пить не годится.
Чтобы вреда избежать, ты с питья начинай насыщенье;
Яйца вкушаешь, так пей по одной после каждого чаше.

Съешь после рыбы орех, сыр бери после мяса. Орешек
Первый полезен, но вреден второй, а третий — смертелен.
Груши всегда запивай, а орешек лекарство от яда.
Груши нам груша дает, но они без вина ядовиты.
Коль ядовиты они, порицания груша достойна.
Противоядье — вареные груши, сырые — отрава.
Бремя желудку — сырые, пареные — бремя снимают.
Следует груши запить, после яблок - подумать о стуле.

Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок, а ядро от камней избавляет;
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.

И охлаждают, и слабят, и польза немалая — сливы.

Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычаи орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм, но от кашля и почек.
Железы, зоб и нарыв унимают компрессом из смоквы;
Маку добавишь ты к ней, и костей переломы излечишь.
Вшивость и страсть возбудит, но в желаниях самых — помеха.

Больше мочи от кизила и более крепкий желудок.
Твердый полезен кизил, но гораздо полезнее мягкий.

Муст вызывает мочу, он немедля вздувает и слабит.

Пиво питает обильные соки и силы приносит;
Тело полнит и к тому же способствует кровотворенью,
И вызывает мочу, а живот и мягчит, и вздувает.

Уксус слегка холодит, иссушает гораздо сильнее;
Он уменьшает и семя, несет меланхолию, слабость;
Мучает также он жилы сухие, а тучные — сушит.

Репа — желудку отрада и ветры выводит наружу.
И вызывает мочу , но и зубы вконец разрушает.
Плохо вареная репа — мучительных схваток причина.

Переварить нелегко и усвоить сердце не легче.
То же с желудком, но лучше наружные части желудка.
И в медицине язык превосходной считается пищей.
Легкое так и скользит по кишкам и легко в усвоенье.
Мозг предпочтительней прочих, вне всяких сомнений, куриный.

Газов скопленье наружу выводит от фенхеля семя.
Благ от маратра четыре: он яд с лихорадкою гонит
И очищает желудок, а зренье делает острым.

Зрение лучше и крепче желудок у нас от аниса.
Сладкий анис, несомненно, и в действии лучше гораздо.

Пепел и кровь остановит, и печени пепел отраден;
Мускус — для мозга, для сердца мускат, селезенке приятен
Каперс, подснежник желудку, а легким полезна лакрица.

Надо солонку поставить пред теми, кто трапезой занят.
С ядом справляется соль, а невкусное делает вкусным;
Ведь непригодна еда, что без соли на стол подается.
Соль, коль не в меру она, угнетает и зренье, и семя,
И порождает чесотку, и зуд иль озноб причиняет.

Нас горячат, укрепляя: соленое, острое, горечь.
Терпкое с крепким и кислым, напротив, несут охлажденье.
Мягкое с жирным и сладким спокойную меру даруют.

Чистят зубы от хлеба с вином, а зренье остреет;
То, чего мало,— растет, уменьшается то, что в избытке.

Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
Нам Гиппократ говорит, отчего приключается гибель.
Высший закон медицины диету блюсти неуклонно:
Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.
Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –
Все это должен предписывать врач, назначая диету.

Суп из капусты мягчит, а капуста сама закрепляет;
Если их вместе подать, – подготовят к очистке желудок.

Древние медики учат, что мальва живот размягчает;
Корни скобленые мальвы бесспорно способствуют стулу
И помогают при родах, и часто для регул полезны.

Не отрекайтесь от мяты за то, что она не поспешно
Из живота и желудка глистов и червей изгоняет.

Умер зачем человек, что шалфея возделывал силу?
Видно, от смерти садах никакого не сыщешь лекарства.
Нервы шалфеи укрепляет и рук унимает дрожанье,
И лихорадку изгнать даже острую он в состоянье.
Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природою данный.

Мускус, лаванда, шалфей и фиалка, расцветшая первой,
Кресс с артемизмей также — людей параличных лекарство.

Руту зовут благородной; ведь зренье она проясняет.
С помощью руты, о муж, обретешь ты зоркость во взоре.
Страсть у мужчин умеряет она, — возбуждает у женщин.
Делает рута воздержным, а разум — и ясным, и быстрым.
Рута вареная всюду надежно от блох избавляет.

Кажется, нет у врачей о луке единого мненья.
Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.
Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.
Лучше всего — для желудка; и цвет у лица превосходный
Тоже от лука. Растертым втирая его, ты сумеешь
Лысой вернуть голове красоту, что утрачена ею.
Лук приложи, — и поможет в леченье собачьих укусов,
С медом и уксусом только его перед тем растирают.

Сухость, а также тепло в горчичном зернышке малом;
Яд изгоняет, рождает слезу, а голову чистит.

Хмель, как и боль головную, пурпурная гонит фиалка,
Тяжесть снимает она и «падучей» больных исцеляет.

Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,
Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.
Примешься пить это средство, и кашель запущенный сдастся.
Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева,
Верную помощь дает при различных болезнях суставов.

Грудь очищает от флегмы трава, что зовется иссопом.
Легким полезен иссоп, если с медом он вместе отварен,
И, говорят, что лицу доставляет он цвет превосходный.

Плющ, если с медом растерт и приложен, полезен при раке;
Выпитый вместе с вином, успокоить он боль в состояньи.
Рвоту обычно он может сдержать и слабый желудок.

Для подреберья весьма девясил капуанский полезен.
Если же сок девясила смешаешь ты с соком из руты,—
Средства целебнее их для лечения грыж не отыщешь.

Черную желчь изгоняет полей, с вином поглощенный,
И застарелую он, говорят, унимает подагру.

Соком от кресса волос задержать выпадение можно,
Сок этот силу имеет расправиться с болью зубною.
С медом намазанный вместе, от перхоти он исцеляет.

Птенчиков ласточка-мать хелидонией лечит ослепших,
Если, как Плиний отметил, у них расцарапаны глазки.

Ивовый сок, если в уши он залит, червей убивает.
В уксусе если отваришь кору,— сведет бородавки.
Ивовый цвет вместе с соком своим противник зачатья.

Мнение есть, что шафран придает и отраду, и бодрость;
В члены вливает он силу и печень у нас обновляет.

Часто съедаемый, девам порей плодовитость дарует.
Кровотеченье уймешь ты при помощи лука такого.

Черный есть перец и он растворенью легко поддается.
Соки он может очистить, способствует пищеваренью.
Белый же перец полезен желудку, при кашле и болях,
Предотвратит он еще и холодный озноб лихорадки.

Спать после пищи приняться и двигаться много — все это
Слух ухудшает и этим во всем с опьянением сходно.
Длительный голод и страх, сотрясенье, рвота, паденье,
Холод и хмель — вызывают к ушах ощущение звона.

Бани, Венера, вино, перец, дым и чеснок, да и ветер,
С луковкой вместе порой, слезы, боб, чечевица, горчица,
Солнце, сношенья, огонь, пыль, удар острия, напряженье —
Все это — зрения бич, но отсутствие сна — наибольший.
Роза, вербена, укроп, хелидоння также и рута —
Все на микстуру идут, от которой зренье остреет.

Зубы свои сохранишь, коль порея семян заготовить.
Не откажись белену вместе с ладаном сжечь благовонным.
Дым заклубится густой и зубную он боль успокоит.

Масло, орехи, угри, головы охлажденье, напитки,
Яблоко также сырое у нас порождают охриплость.

Бодрствуй, согретое ешь и постись, и усердно работай.
Помни всегда о тепле, в меру пей и полнее дыши ты.
Все это надо блюсти, коль избавиться хочешь от слизи.
В грудь изольется,— тогда эту слизь называют катаром;
В глотку — бронхит, а в носу от нее зарождается насморк.

Серу и аурипигмент не забудь сочетать, и добавить
К ним полагается известь, которую с мылом мешают.
Вместе четыре смешай вещества и от средства такого,
Если заполнить четырежды свищ, исцеленье наступит.

Пьется вода, если боль от вина началась головная;
Если ж чрезмерно питье,— лихорадка жестокая будет;
Лоб иль макушка когда поражаются жаром болезни,
Надо и лоб, и виски растирать осторожно и часто.
Моют их также вареным пасленом, но только нагретым;
Боль головная, считают, от этого средства проходит.

В летнее время тела от поста иссушаются наши;
В пору любую нам рвота полезна; от влаг вредоносных
Нас избавляет она и желудка излучины моет.
Лето и осень, весна и зима — это года этапы.
Воздух в весеннюю пору пусть будет и теплым, и влажным,
Лучшего времени ты не найдешь и для кровопусканья;
В меру услада Венеры весной человеку полезна,
Также движения тела, потенье, очистка желудка,
Бани весной и лекарства надежно тела очищают.
Летний же зной, как известно, тела иссушает, и летом
Преобладает обычно и красная желчь в человеке.
Жидкими блюда пусть будут, а также холодными; надо
Летом Венеру и бани забыть, кровь пускать, но не часто;
Очень полезны покой и питье с соблюдением меры.

Сложен любой человек из двухсот девятнадцати вместе
Разных костей, а зубов у него двенадцать плюс двадцать;
Триста, еще шестьдесят и пять кровеносных сосудов.

В теле находятся нашем четыре различные влаги:
Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь. Воплощенье
Флегма — в воде, а в земле себе черная желчь обретают;
Кровь это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась.

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре,
Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый.
Вакх и Венера — услада ему, и еда, и веселье;
С ними он радости полон и речь его сладостно льется.
Склонностью он обладает к наукам любым и способен.
Чтоб ни случилось, — но он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Желчь существует,— она необузданным свойственна людям.
Всех и во всем превзойти человек подобный стремится;
Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан.
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость.
Жир порождает она и ленивое крови движенье.
Сну — не занятьям свои посвящает флегматик досуги.
Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений.
Всякий флегматик сонлив н ленив, и с обильной слюною,
Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали;
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте;
Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду.
Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят,
Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.

Влаги такие известны, что каждому цвет доставляют.
Цвет образуется белый из флегмы в телах. А из крови
Красный; из желчи же красной рождается цвет красноватый,
Черная желчь награждает тела окраскою мрачной;
Смуглого цвета, обычно, в ком желчи подобной избыток.

Крови излишек краснеет лицо, а глаза выступают,
Щеки вздуваются, тело чрезмерно тогда тяжелеет;
Пульс отмечается частый и полный, и мягкий, а боли
Сильные, чаще но лбу, и живот от запора страдает.
Жажда, язык иссушен, сновидения полные крови,
Сладость в слюне, но она же и острого привкус содержит.

Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный
Сон пропадает, а часто и рвота — от желчи избытка;
Сильная жажда и боль в животе, выделенья со слизью,
В сердце уколы, тошнит и желание есть пропадает,
Пульс же и твердый, и слабый, частит, лихорадочен также.
Горько и сухо но рту, в сновиденьях пылают пожары.

В теле, когда переходит границы законные флегма,
Вкуса не чувствует рот, но с обильной слюной — отвращенье;
Боли тогда возникают в желудке, затылке и ребрах,
Пульс незаметный и мягкий, не частый и медленный также.
Следом за ложной дремотой идут о воде сновиденья.

Если же в полных телах воцаряется черный осадок,
Жидкою станет моча, пульс же, — твердым и темною — кожа.
Чувство тревоги и страх, и печаль. В сновиденьях кошмары.
Мучает кислым отрыжка и то же в слюне ощущенье.
Часто в ушах пораженных иль звон, или свист раздается.

Кровопусканья пора лишь в семнадцать лет наступает.
Вскрытие вен изгоняет дух буйства чрезмерного в людях,
Тот, что приходит с вином и обличий имеет немало.
Соков потеря не скоро при том восполняется пищей.
Флеботомия нам взор обостряет, а мысли и разум
Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,
Чистит кишечник и в норме содержит живот и желудок,
Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,
Голосу, слуху и силам способствует, их укрепляя.

Май и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;
Дни в них под знаком луны и влиянию Гидры подвластны.
Первого месяца — первый, а прочих — последний, тридцатый;
Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.
Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,
В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.
Май, сентябрь и апрель вот месяцы кровопусканий.
Выпустить кровь в это время и будет тебе долголетье.

Хладность натуры, холодная местность и сильные боли;
Если помылся, предался любви, возраст юный иль старый,
Сильная также болезнь, насыщенье питьем и едою,
Если изнежен чрезмерно и слаб, и брезглив твой желудок,
Все это значит: тебе не показано кровопусканье.

Что тебе следует делать, коль вскрыть собираешься вену,
Или при вскрытье самом, или после его завершенья?
Так, умащенье, питье, омовенье, движенье, повязку —
Все это надо блюсти и о каждом как следует помнить.

Мрачным веселье несет и смиряет разгневанных также
Флеботомия; влюбленным дойти не дает до безумства.
Делай обширный разрез осторожно настолько, чтоб быстро
Пар выходил изобильный и кровь вытекала свободней.

Кровопусканье свершив, шесть часов ты бодрствовать должен,
Чтоб испарения сна повредить не сумели бы телу.
Делай разрез неглубокий, чтоб нерв не затронуть разрезом.
Кровопусканье закончив, к еде приступай не тотчас же.

Пищу молочную всю избегать ты тщательно должен.
Тот, кому пущена кровь, и напитков пускай избегает.
Вредно холодное всё для свершившего кровопусканье.
Надо ему воспретить появляться под облачным небом,
Дух веселится его, если ясен безоблачный воздух
Всякий полезен покой, а движенья весьма вредоносны.

Кровь выпускаюг, во-первых, при сильных и острых болезнях.
В возрасте среднем свершай ты обильное кровопусканье;
Мальчик, однако, и старец пусть выпустят крови немного.
Больше обычного вдвое — весеннее кровопусканье.

Справа — весною и летом; зимою и осенью — слева
Кровь выпускают. Очисти ты голову, сердце и ногу,
Печень. Но сердце — весной, печень — летом, а прочее следом.

Выпустишь кровь селезенки, — различные блага получишь:
Ведь селезенку и печень, и грудь, подреберье и голос
Флеботомия очистит и боли изгонит из сердца.

***
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Кулинария Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB