Шемиза

Беленый натуральный лен, 3 метра, при ширине 150 см.
Котта Красный натуральный лен, 3 метра, при ширине 150 см.

Сюрко

Сукно темно-синего цвета ( 100 % шерсть), 3 метра, при ширине 150 см
100% белорусский лен голубого цвета, 3 метра, при ширине 150 см.

Мантель

Драп зеленого цвета, 3 метра, при ширине 150 см.

Шоссы

Сукно синего цвета (100 % шерсть), 50 см, при ширине 100 см.

Пулены

Кожа светло-коричневого цвета, 30 дм.
Филет Батист белого цвета, 50 см, при ширине 100 см.

Швы
Материал взят со страниц: http://www.forest.gen.nz/Medieval/articles/garments/sewing/hems/hems.html

http://www.forest.gen.nz/Medieval/articles/garments/sewing/seams/seams.html


рис. 1


рис. 2

Швы, использованные при создании
костюма:
1.    Herjolfsnes;
2.    Шов «вперед иголкой» (Running stitch );
3.    Шов «назад иголку» (Back stitch)

Для обработки горловины использовались следующие швы:
4.    Hems appear to be minimal in size, mostly around 1 cm. Both gowns and hoods were finished through folding over the edge of the fabric, and held down with a double row of short stitches. The edge was then overcast. treatment. A common edge treatment is also to do rows of 'prick stitch', which looks like a back stitch or a modern machine stitch, in that each stitch comes right up to the next on both sides, but it's actually done as a running stitch.

Появившиеся подвороты ткани были минимальными – около 1 см. Как на платьях, так и на капюшонах концы ткани  подворачивали через край и пришивали двойным рядом коротких стежков. Затем край обметывался. Следующий вариант  обработки делался также в прикреп, и выглядел как шов «назад иголкой» или современный машинный шов, в котором стежки идут следом друг за другом на каждой стороне, но на самом деле делался как шов «вперед иголкой».


рис. 3


рис. 4

 

Элементы костюма

Источники

Реконструкция

Шемиза

За основу для создания шемизы была взята выкройка Shirts/Chemises/Smocks - St. Louis, (before 1270, France) с сайта Марка Карлсона (http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/tunics.html)
О данной вещи здесь сказано: The shirt was made of a tightly woven, fine, white linen (Рубашка была сделана из тонкопряденного хорошего белого льна).

По данным того же сайта котты  шились из льняных или шерстяных  тканей.

 

По причине того, что шемиза Святого Луиса является единственной на данный период, представляется возможным делать компиляцию на ее основе.
Женских нижних рубах на избранный период найдено не было, но судя по изобразительным источникам, шемизы кроились по аналогии с коттой. На этом основании клинья сделаны не впереди, а по бокам.

 

Котта

По данным Марка Карлсона:
This garment is dated to before about 1253, and is of wool. 

По данным того же сайта котты шились не только из шерсти, но и из льна.

       
  
 рис.1.                     рис.2                  рис.3.                          рис.4

          

Котта имеет характерный для начала XIII века покрой - платье равномерно расширяется к подолу, не приталено и не зашнуровано по бокам, но собирается поясом и закладывается над ним дробными складочками.

Опираясь на рисунок французской горожанки 1220-х годов, который хранится в настоящее время в Национальной Французской Библиотеке (рис.1) и, сравнивая его с миниатюрами из «Библии Мациевского», можно утверждать, что котта знатной дамы должна быть не просто длинной, а лежать складками вокруг ног (рис.2). Реконструируемая же котта имеет длину «в пол», исходя из соображений более комфортного передвижения, а так же возможности исполнения танцев на фестивалях и балах.

 Так же, опираясь на изобразительный источник на горловине котты сделана прорезь – амиго – заколотая фибулой (рис.3).

 Котта сшита без подклада на основе  миниатюры из «Библии Мациевского» - «Далила обрезает волосы Самсону» (Рис.4).

Сюрко

Garments consisting of two straight-cut main pieces -- front and back -- cut diagonally and joined together with a shoulder seam. Side gores inserted between the main pieces, combining with them to form sleeve openings. Pocket slits occur.
This is apparently an outer garment, probably sleeveless as the sleeve openings were hemmed or sewn down, such as a "surcote ouvert" (a sleeveless surcote), or a tabard.
Одежда состоит из двух прямых кусоков ткани– переда и спинки, отрезанных по диагонали и сшитых по плечевому шву. По сторонам сделаны вставки между главными полотнами, образующие открытые рукава. Иногда на подобной одежде встречаются разрезы, имитирующие карманы (но это уже в 14 веке).
Это, по-видимому, верхняя одежда,  возможно без рукавов, как если бы открытые рукава были подрублены или отпороты, подобно «surcote ouvert» (безрукавному сюрко) или табард.

       

«Поверх котты обычно надевали surcot — сюрко, само название которого указывает на то, что это одежда, надеваемая поверх другого платья. Сюрко стало выходной, парадной, церемониальной одеждой и военным платьем. Привычными материалами были сендал, разновидность тафты, и шерстяной драп, известный под названием ecarlate — экарлат.

По покрою сюрко было похоже на котту, но имело больший объем, иногда за счет клиньев, которые вставлялись в юбку. Оно деликатно обрисовывало только плечи и руки, а к низу постепенно расширялось и ложилось стройными складками. Сюрко подпоясывали только в том случае, если оно служило военным платьем или если в костюм включались атрибуты власти.

Женское сюрко могло шиться со шлейфом, в который плавно переходила спинка и который приходилось придерживать рукой. Посторонние люди — слуги, пажи, придворные дамы или девицы несли шлейф только во время официальных церемоний. В присутствии дам более знатного происхождения, не говоря уже о членах королевской семьи, не дозволялось пользоваться услугами собственной свиты, и каждая благовоспитанная девица с молоду училась изящно подбирать шлейф и аккуратно драпировать его то на коленях, то на полусогнутой руке.

 

Мантель

  
  • Cloak's Length: about 150 cm (59")

  • Open side length: about 300 cm (118")

  • Lower Piece length: estimated 250 cm (98.4")

  • Loom Width: estimated to 73.5 cm (28.9")

  • Total Material Length is at least 550 cm (216.5")

 

«Типичный для этого периода легкий плащ mantel — мантель. По покрою мантель был похож на полукруглый шап, но в отличие от старинной накидки едва набрасывался на плечи, спускался за спину и удерживался на плечах только благодаря шнурку, свитому из шелка, или декоративной ленте. Если шнурок или ленту не цепляли за аграф, то их придерживали рукой. Во многих памятниках готической эпохи был увековечен этот характерный жест — рука, легко прикасающаяся к груди и не дающая соскользнуть накидке.

В будущем на мантель планируется поставить подклад. Правда не из беличьего меха, как изображено на миниатюрах , а из льняной ткани

Шоссы


This pair of hose from the 1200s is ecclesiastical in nature, and was found in grave 19 of the Bremen site.
  • Top/Heel Length: 90 cm (35.4") Width at the Top: 55 cm (21.6")

  • Width at the Bottom: 25 cm (9.8")

  • Foot Length: 27 cm (10.6")

  • Foot Width: 23 cm (9.05")

  • Weaving Technique: 2/2

Женские шоссы были короче [чем мужские] и закреплялись круглой подвязкой у колена  Шоссы шили точно по ноге из тонкой пластичной ткани любого цвета.
Данная деталь гардероба представляет собой компиляцию на основе двух выкроек – часто используемой с прямоугольным вырезом в подъеме и ее аналогом – выкройке шосс одного из церковнослужителей, найденных в  Бремене и датированных началом 13 века.

 

Пулены

           

В лондонской археологии данный вид обуви датируется концом 13-началом 14 века,  но если судить по изобразительным источникам Франции, подобные вещи имели место в середине 13 века.

Филлет

Ориентируясь на изображение из Библии Мациевского – David meets Abigail – я делала филет не со складочками по всей ширине, а со сборкой вшитой между половинками ткани.
С высотой филета, признаюсь, переборщила, буду переделывать.
Сеточка являет собой пробное творение мастерицы, поэтому сделана из вискозы. Это явное упущение будет исправлено в ближайшем будущем.

 

Сумочка

A Levite and his wife are given lodging in the city of  Gibeah.   Details show:  1 -first viewing of a period-style pouch.   2 -two more period-style pouches, one red, the other blue.  

Левит и его жена получают приют в городе Гива.

Показанные детали: - первая картинка: кошель, соответствующей эпохе; - два кошеля, отвечающих моде того времени -  красный и синий.

 

Уже сейчас, глядя на миниатюру, понимаю, что нужно, наверное, было сделать пумпоны вместо кисточек… Будем дорабатывать.

Вышивка

Конечно, наличие вышивки на одежде – довольно спорный вопрос. Есть мнение, что вышивка являлась символом царской власти, статуса. Но на миниатюрах из БМ на костюме царя Саула, которого чаще всего приводят в пример, вышивка присутствует далеко не всегда, даже когда он показан восседающим на троне. Собственно, вышитая котта изображена на царе только в дни, отмеченные праздничными или значимыми событиями. Это день большой победы над филистимлянами, с которыми израильский народ вел долгую войну (Давид приносит головы филистимлян в доказательство победы - David brings proof, otm30ra; ил. №1)  и Саул, восседающий на троне во главе стола в праздник новомесячья (Saul wishes to slay Jonathan,  otm31vc&d; ил. №2). В женском же костюме вышивка присутствует на котте дочери царя Саула только в день ее свадьбы (Saul gives his daughter, otm30rb; ил. №3).

Таким образом, можно предположить, что вышивка предназначалась для праздничных, особых дат.

Далее, если смотреть источник, относящийся к  концу века, но имеющий одну интересную особенность: вставные миниатюры, материалом для которых послужила вторая редакция трактата сподвижника короля Франции Людовика IХ, Жана де Жуанвиля, о Символе христианской веры – «Credo» (трактат был написан в 1250-1251 годах в Акре во время седьмого крестового похода). Речь идет о Реймском Миссале (1285-1297гг.).  Так, на относящихся к вставным, миниатюрах №:60 и 65 изображена вышивка на одеждах Самсона и  пророка Ильи.

Поэтому на реконструированном костюме сделана минимальная вышивка (на рукавах котты), так как в данной детали костюма планируется появление на фестивалях, которые являются особым мероприятием.